пн-вс: с 10:00 до 22:00
8 (499) 271-38-11


Вас, возможно, заинтересует:

Главная страница » Частые вопросы туристов » Туризм на Мальдивах

Туризм на Мальдивах 

С тех пор как в 1972 г. началось развитие туристической отрасли Мальдивских островов, островные курорты сделали заметный шаг вперед в своем развитии, а внимание к туристам, став более профессиональным, не утратило вместе с тем искренности. К приезжающим относятся с неподдельной теплотой и радостью, признавая, что достоинства туризма намного превосходят его недостатки. Какие недостатки? В школе мальдивцев учат, что «наиболее нежелательное последствие массового притока туристов — культурный конфликт, нарушающий гармонию жизни в принимающей стране». Нетрудно сделать вывод, что в такой консервативной религиозной стране, как Мальдивы, нескончаемый поток туристов может стать настоящей катастрофой. Однако решение отвести под курорты лишь определенные, ранее не населенные острова и тем самым обеспечить сохранение привычных условий жизни на всех остальных островах полностью себя оправдало.

В социальном и экономическом смысле цена, которую Мальдивам пришлось заплатить за развитие конкурентоспособной туристической индустрии, дающей немалый валютный вклад в экономику страны, сравнительно невелика по сравнению с соседними странами. Приятно увидеть, что здесь иностранцев не презирают и не подвергают нападкам, а признают как неотъемлемую часть жизни. Со своей стороны Мальдивы могут предложить красоту нетронутой (а теперь и бережно охраняемой) природы, а весь остальной мир — туристов, которые ценят прелести островной жизни. Официально развитие индустрии началось в 1972 г., когда острова посетило 1097 туристов. Единственными курортами тогда были Kurumba (60 мест) и позже Bandos (220 мест). В 1973 г. открылось еще четыре курорта (включая Baros, 56 мест), а число посетителей увеличилось до 3790. До 1978 г. индустрия переживала бурный и неконтролируемый подъем — к тому времени на островах было уже 17 курортов, а число посетителей равнялось 29 325. До 1978 г. развитие туризма происходило на спонтанной основе и в целом давало немало поводов для беспокойства. Общих правил, законов или постановлений, регулирующих расширение и развитие этой отрасли, не существовало. Незаселенные острова порой самовольно превращались в курорты местными предпринимателями, причем эти курорты были ничем не лучше кемпингов с самыми примитивными удобствами. Опасность для зарождающейся отрасли была очевидной: Мальдивы переставали быть не только привлекательным местом отдыха, но и уютным домом для своих жителей, а выгоду от притока иностранных долларов получали в основном иностранные же инвесторы.

Президент Гайюм, вступая в должность в 1978 г., поставил перед собой задачу превратить туристическую индустрию в достойную, конкурентоспособную отрасль. Закон о туризме, определяющий основные нормативные положения развития индустрии, был принят в 1979 г. Был введен подушный налог (он обычно включается в стоимость номера), обеспечивающий немедленный и прямой вклад каждого туриста в экономику страны. В 1982 г. появился отдельный Департамент по делам туризма, а в 1988 г. он превратился в министерство. Все курортные острова, которые раньше находились в ведении Министерства сельского хозяйства, перешли в ведение Министерства туризма. Голландской фирмой-консультантом был составлен план развития туризма, рассчитанный на десять лет и подкрепленный вложениями Kuwait Fund. Так были определены туристические зоны и стратегия развития. До этого курортные зоны были сконцентрированы на атолле Мале, поскольку он был расположен близко к аэропорту. Сам аэропорт в связи с увеличением числа туристов был в 1981 г. модернизирован в соответствии с международными стандартами и смог принимать самолеты, идущие из самых отдаленных точек мира.

Превращение атолла Ари в туристическую зону началось в 1988 г. с идеи создать на одном из центральных островов инфраструктуру (для хранения запасов топлива, размещения продовольственных складов и т. п.), которая обслуживала бы близлежащие острова. Пока курорты развивались лишь в частном секторе, в таком проекте не было заинтересованности, а значит, не было и финансирования. С 1980 по 1990 гт. открылось 40 новых курортных островов. Общее количество мест, учитывая и увеличившуюся емкость прежних курортов, составило к концу десятилетия 7621. К концу 1998 г. количество мест возросло до 14 228. Этот показатель продолжал увеличиваться, и в 1999 г. Мальдивы могли предоставить туристам уже 15 044 мест на 84 курортах. На рубеже тысячелетия цифры поднялись до 16 444 мест на 87 курортах (по данным 2003 г.), а к концу 2007 г. действовали уже 89 курортов с общим количеством мест 17 000. Общее число приезжающих, в 1980 г. составлявшее 42 007 человек, в 1990 г. увеличилось до 195 156 человек. Общее количество посетителей по итогам 1998 г. составило 395 725 человек. В 1999 г. число посетителей было 429 666 человек, в 2003 г. оно увеличилось до 563 593 человек. Несмотря на угрозу атипичной пневмонии и птичьего гриппа, а также конфликт в Ираке и общую обеспокоенность международным терроризмом, в 2004 г. Мальдивы посетили около полумиллиона туристов. Цунами, конечно, серьезно повлияло на количество туристов в январе 2005 г., однако к июню 2005 г. из 89 курортов по-прежнему оставались закрыты на реконструкцию только двенадцать. Все они открылись в течение сезона 2005/2006 гг., за исключением курорта Fun Island, который подвергся капитальной перестройке.

Большинство туристов приезжают на Мальдивы из европейских стран. Пальму первенства здесь держит Италия, за ней с небольшим отрывом следуют Германия и Великобритания, затем Франция и Швейцария. Общее число туристов из Европы в 2003 г. составило более 443 тыс. человек. Туристов из стран Азии за тот же период было 101 800, в основном из Японии (42 тыс.), Китая и Индии. Около 3900 туристов прибыло из Африки, 7 тыс. из Австралии и 7600 из Америки. В 2003 г. туризм принес экономике страны 37,5 миллиона руфий. По приблизительным оценкам в 2008 г. сдача в аренду туристических курортов составит 10,25% бюджета страны на текущий год. В 2007 г. было зафиксировано 675 889 туристов, на 12,3% больше, чем в 2006 г.

В 1997 г. несколько привлекательных ненаселенных островов на удаленных от аэропорта атоллах были предложены в аренду с целью превращения их в туристические курорты. Большинство из них были словно специально созданы для самых утонченных любителей природы. По мере того как число туристов увеличивалось и туристы стали оставаться больше, чем на неделю, качество обслуживания также улучшалось — и это, бесспорно, не простое совпадение. Задачей администрации было изменить сезонную схему туризма, а не просто увеличить общее количество мест. Приоритет был отдан модернизации существующей на курортах инфраструктуры, увеличению среднего коэффициента занятости (в 1998 г. он достиг 76% по сравнению с 65,7% в 1994 г. и 40,5% в 1983 г.), более активно продвигать международную рекламу, завоевывать новые рынки и готовить кадры для туристической индустрии. Все это послужило причиной положительных изменений. Один курортный менеджер, комментируя состояние туристической индустрии в начале 2000 г., сказал, что модернизация жизненно необходима для поддержания конкурентоспособности. «Даже если гость платит 60 долларов за номер, он все равно ожидает от нас сервиса на 200 долларов». По его мнению, медовый месяц для мальдивского туризма окончился. «Нет смысла открывать новые курорты и надеяться, что люди сами откуда-то появятся, как это было в прошлом. Мы должны обеспечить качественный сервис, современную инфраструктуру, высокие стандарты и активный маркетинг. Стандарты должны быть высочайшими — или мы не сможем выжить».

Казалось бы, не самые лучшие новости для тех, кто хочет задешево провести отпуск в бамбуковой хижине на необитаемом острове. Однако курортные операторы знают свой рынок. Гости хотят пользоваться привычными удобствами даже на необитаемом острове — как правило, они предпочитают возвращаться в лоно природы с изяществом, по крайней мере, удостовериться, что в номере есть ванна. На Мальдивах по-прежнему есть дешевые курорты, но общая тенденция направлена на создание лучших условий, не наносящих вреда окружающей среде (на курортах имеются деминерализующие установки, обеспечивающие гостей и сотрудников запасом пресной воды, и комплексы переработки мусора). Все это тоже входит в плату за комнату. Сохранение пейзажей дикой природы и нетронутых берегов тоже стоит немалых денег. Как ни странно, местные строительные материалы, такие как пальмовые ветви, сейчас обходятся дороже, чем импортный кровельный материал, поскольку таким постройкам требуются постоянный уход и периодическое обновление. Отдых в рустикальном стиле на двоих на таком острове, как например Кокоа (Cocoa), - всего 16 мест в живописных бунгало на берегу моря — обойдется дороже, чем отдых в крупном, но менее изысканном отеле на побережье. Сейчас Кокоа, с крытыми пальмовыми листьями виллами у воды, стал еще более фешенебельным.

Для обеспечения успеха туризма прилагаются все усилия. На курортах в среднем насчитывается по одному служащему на каждое гостиничное место, однако есть еще тысячи, которые извлекают из туризма непрямую выгоду. Так, например, процветает строительная индустрия. Дефицит рабочих рук такой, что владельцы курортов нанимают даже рабочих, которые находились на острове на стадии строительства, предлагая им остаться в качестве официантов, рабочих в прачечной и садовников. Существует постоянный спрос на инженеров и специалистов службы техподдержки, нужны также лодочные команды и лодки — это значит, что работой обеспечены судостроительные доки атолла. Развитие туризма было таким стремительным, что параллельным отраслям еще только предстоит с ним сравняться. На некоторых островах производят изделия народных промыслов, однако их качество, объем продукции и реклама оставляют желать лучшего. Владельцы магазинов в Мале предпочитают рекламировать вместо местной продукции футболки с тематическими принтами и импортные товары.

У индустрии туризма на Мальдивах благоприятный имидж, работа в этой области считается вполне достойной для молодежи. Курорты спонсируют студентов и предоставляют работу выпускникам Института туризма и гостиничного бизнеса в Мале. На некоторых курортах есть собственные обучающие центры. В туристической индустрии преобладают мужчины, хотя можно встретить и женщин, особенно вблизи Мале, где есть возможность возвращаться домой на ночь. Иностранцев часто нанимают в качестве менеджеров, поваров, бухгалтеров, инструкторов по вождению и гидов. Согласно закону, все бармены также должны быть иностранцами (и даже им приходится пройти курс повышения квалификации, чтобы соответствовать высоким стандартам, принятым на здешних курортах). Повышение качества курортов пока опережает опытность самих мальдивцев, поэтому здесь находят работу множество иностранных специалистов, в основном из стран Азии и Европы. На некоторых курортах количество иностранных служащих доходит до 50%. Шеф-повара и менеджеры курортов класса суперлюкс обычно европейцы, персонал, обслуживающий гостей, — азиаты. Министерство туризма считает процент иностранных специалистов слишком высоким и выражает надежду, что в ближайшие годы в индустрию придет больше местных выпускников и процентное соотношение изменится.

Число курортных островов, находящихся под управлением мальдивцев и работающих с мальдивскими туроператорами, увеличилось. Согласно новым законам, курортные острова принадлежат государству и сдаются содержателям курортов в аренду (обычно на срок в 21 год). Если курорт не соответствует установленным стандартам, его могут оштрафовать или даже закрыть. Будущее индустрии находится под пристальным вниманием правительства, так как хаотичное расширение может привести к падению средней занятости. Ожидается, что большую роль будет играть частный сектор, в то время как правительство возьмет на себя ответственность за создание базовой инфраструктуры. Открываются новые туристические зоны, особенно на атолле Адду — на большом острове Вилигили (или Виллингили — Viligili, Villingili) есть курорт Shangri-La, а курорт с интригующим названием Herethere на 600 мест открылся в декабре 2007 г.

Старый аэропорт в Гане, обслуживающий атолл Адду, был модернизирован в соответствии с международными стандартами и может принимать самолеты, летящие напрямую из Европы. Мальдивы возлагают большие надежды на туризм. В 1997 г., который был объявлен «Годом поездки на Мальдивы», острова посетило почти 400 тыс. туристов. В 2004 г. количество туристов превысило 500 тыс. Способность разместить на островах всех желающих, в сочетании со взвешенной политикой контроля за развитием туризма и охраны окружающей среды (которая и является привлекающим гостей фактором), позволяет предположить, что влияние туризма останется одинаково благотворным и для иностранцев, и для жителей Мальдив.


Сайты с отличными акциями, рекомендуем!


К 2007 г. более 600 тыс. туристов побывали на мальдивских курортах. В разработке находится план, согласно которому предполагается отдать под курорты еще 44 ненаселенных острова на разных атоллах, чтобы сделать прибыль от туризма более значимой и очевидной для тех, кто живет вдалеке от традиционных туристических центров. Также существует проект объединения трех крупных государственных компаний, Maldives Airports, Island Aviation и Maldives Transport and Contracting Corporation с целью строительства отелей, соединенных с новыми региональными аэропортами, на островах постоянного проживания. Новый генеральный план по туризму был запущен в августе 2007 г. По данным министерства туризма: «Особое внимание в третьем генеральном плане Мальдив по туризму уделяется расширению и усилению мальдивского туризма как важного инструмента развития экономики и социального сектора, с целью обеспечения благосостояния жителей всех областей страны. План подчеркивает, что развитие индустрии должно проходить в соответствии с принципами экологической безопасности и с использованием социально благоприятных туристических практик. План нацелен на развитие туризма в гармонии с природой, на поддержку и усиление инвестиций частного сектора, развитие человеческих ресурсов, создание больших возможностей трудовой занятости и разнообразие рынка и продукций».

Министерство утверждает, что «в отличие от предыдущих планов третий генеральный план по туризму сформулирован как «живой документ», позволяющий оперативно откликаться на изменения в мальдивской экономике и глобальные тенденции развития индустрии».

Вас, возможно, заинтересует: