Вас, возможно, заинтересует:



История республики Мальдивы 

Краткий очерк

Первые жители появились на островах еще три с половиной тысячи лет назад. Арийские переселенцы обосновались здесь около 500 лет до н.э., однако достоверные исторические свидетельства появляются только с момента обращения жителей острова в ислам в 1153 г. На протяжении столетий островами управляли султаны различных династий, хотя был и пятнадцатилетний период португальского правления, закончившийся в 1573 г. С 1887 до 1965 гг. продолжался период британского протектората, по окончании которого острова вернулись к полной независимости. Три года спустя султанат был упразднен, по сути во второй раз, и заменен республиканским правлением.

Древнейшая история

Мальдивы — острова, погруженные в историю, хотя туманы времени скрывают многое, включая и само происхождение народа. Легко, однако, вообразить, насколько привлекательными острова казались древним мореходам, плававшим по Индийскому океану. Они, несомненно, по достоинству оценили тихие воды лагун и спокойствие пустынных островов. Древние мореходы прекрасно знали море и могли выживать за его счет, в отличие от пастухов, которые в вопросах жизнеобеспечения полностью зависели от земли. Трудно сказать, пришли они случайно (возможно, многих занесло на острова в результате кораблекрушения) или намеренно, или, возможно, были изгнаны из родных краев, — но так или иначе, они присоединились к ранним поселенцам и сделали Мальдивы своим домом. Историки дотошно исследовали происхождение этих пришельцев — нам с вами достаточно знать, что они были родом из множества стран: Индии, Шри-Ланки, Малайзии, Индонезии, Египта и Греции, а также Арабской и Римской империй. Борьба за выживание — несмотря на спокойствие островов — сплотила их, и разрозненные группы постепенно превратились в островную нацию.

Судя по остаткам архитектурных памятников, на острова принесли свои верования буддисты и индуисты. Логично предположить, что арабские поселенцы также принесли с собой ислам, хотя никаких архитектурных или иных свидетельств этого факта не встречается до 1153 г., когда ислам был принят в качестве официальной религии Мальдивских островов. Мальдивцы гордятся своей историей, даже если старинных сооружений и иных свидетельств прошлого на островах осталось не так много. Для мальдивцев исторические фигуры кажутся на удивление близкими. Они сопереживают героям прошлого, словно своим родным, не так давно отошедшим в мир иной. Крепостные стены и пушки форта Мале исчезли, по улицам больше не разъезжают султаны в паланкинах, но связь с традициями прошлого сохраняется в сердце каждого жителя Мальдив.

Обращение к исламу

Каждый ребенок на Мальдивах знает легенду об обращении островного правителя к исламу. Вот как ее рассказывают школьникам в седьмом классе (в возрасте около 13 лет); «В правление Маха Каламинья (Maha Kalaminja) морской демон по имени Раннамарай (Rannamarai) угрожал разрушить Мале, если в первый день каждого месяца не будет получать в жертву невинную девушку. Девушку выбирали по жребию, она проводила ночь в храме, а наутро ее находили мертвой. Как раз подошло время нового жертвоприношения, когда на Мальдивы приехал Абу Баракаат Юсуф Аль-Барбари (Abu Barakaat Yoosuf Al-Barbari), марокканский торговец и проповедник. Жертвой должна была стать дочь хозяина дома, где он остановился. Абу Баракаат предложил занять место девушки. Едва вступив в храм, он начал читать священные суры Корана. Увидев приближающееся чудовище, он не перестал читать. Чудовище подходило ближе и ближе, а затем, услышав слова Корана, неожиданно бросилось в воду. Утром люди с удивлением обнаружили, что Абу Баракаат жив и по-прежнему читает Коран. Они отвели его к султану, и он также исполнился изумления. Абу Баракаат вознес благодарственную молитву и попросил султана принять ислам».

Правительство объявило ислам официальной религией Мальдив в 1153 г.

После обращения правителем стал султан Мохаммед Ибн Абдулла (Mohamed Ibn Abdulla). Далее в истории Мальдив сменилось семь династий, случилось несколько вражеских вторжений и даже завоевание. Однако присущая мальдивцам сила воли помогла им стойко перенести все испытания и превратить страну в сегодняшнюю независимую объединенную республику. В истории Мальдив немало легенд и мифов, возможно потому, что до недавнего времени ее передавали из уст в уста, а не записывали.

Однако сведений о том, кто был правителем до обращения в ислам, все же не так много. Известно, что одно время правителем был Доверни Каламинья (Doverni Kalaminja) из династии Теемуге или Соамаванса (Theemuge, Soamavansa), также известной как династия Мале. Существуют свидетельства о том, что ко двору римского императора Юлиана было направлено посольство из Диви (Мальдивы, Дивехи Радже) и из Серендиви (Серендип, современная Шри-Ланка). Это произошло в 362 г. н.э., за восемь веков до правления Мохаммеда Ибн Абдуллы. Существует также легенда, подтверждающая происхождение рода правителей нации, хотя какова на самом деле была численность этой нации, можно только предполагать. Легенда гласит, что принцесса и ее супруг Коемала Калоа (Koemala Kaloa) прибыли на остров Расгетеему (Rasgetheemu) на атолле Северный Маалхосмадулу (Maalhosmadulu) (современный атолл Раа (Raa) с территории современной Шри-Ланки. Супруги королевской крови были приглашены занять трон Мале, который уже тогда был наиболее важным островом архипелага. Старейший исторический документ Мальдив — собрание медных пластинок лоамаафаану (loamaafaanu) — королевские дарственные грамоты, датируемые XII в. По ним можно восстановить имена государей этого столетия, правивших незадолго до обращения в ислам.

Окончательный отход от религиозных культов, которым мальдивцы следовали ранее, в действительности занял около шестидесяти лет. Ислам послужил инструментом сплочения жителей окружающих Мале атоллов и превращения их в единую нацию. Около 1324 г. Мальдивы — «Дхибат аль Махал» — посетил марокканский путешественник Ибн Батута. Он писал: «Жители Мальдив все мусульмане, благочестивые и праведные, крепкие в вере и искренние в помыслах; телом они слабы, не привычны к драке, их доспехи — молитва. Индийские пираты не нападают и не грабят их, так как знают по опыту, что любого, кто покусится на их имущество, вскоре ждет несчастье. На каждом острове воздвигнуты прекрасные мечети, а большинство зданий деревянные. Островитяне чистоплотны, избегают грязи, моются дважды в день по причине чрезвычайной жары и обильно пользуются ароматными маслами, особенно сандаловым».

Султанские династии управляли островами на протяжении восьми веков, до того момента, когда в 1953 г. султанат был превращен в республику. Трон не передавался по наследству - случаи, когда сын наследовал отцу-султану по праву рождения, были редки. Во главе государства также могла оказаться султанша. Женщины входили и в правящий совет. Советы выбирали султана. Первая династия (Малей) насчитывает шестнадцать монархов, правление которых длилось 169 лет. За ними последовала династия Вееру Умару (Veeru Umaru), в которой были два султана и три султанши, правившие в общей сложности 75 лет. Следующие 170 лет правила династия Хилали (Hilali), в которой было 24 султана. Конец династии пришел со смертью султана Али IV. Вошедший в историю как Али-Мученик, он погиб, защищая страну во время португальского вторжения.

Нападение португальцев

Португальцы появились на востоке, когда Васко да Гама прибыл в Калькутту в 1498 г. С их приходом началась эпоха террора и притеснений, доселе неизвестных мальдивцам, которые вели простую, мирную жизнь, занимались рыбной ловлей и морской торговлей, не создавая никому проблем и ниоткуда не ожидая неприятностей. Первый контакт мальдивцев с португальцами состоялся в 1503 г., через пять лет после прибытия последних на восток. Их предводитель, Висенте Содре, запретил купцам из Калькутты торговать с Мальдивами и подкрепил свой приказ сожжением заживо сотни мавров. Это зверство ужаснуло добродушных мальдивцев и стало для них серьезным предупреждением. Вторжение португальцев на Мальдивы, сдерживаемое более полувека, было неизбежным. Оно произошло в 1558 г. Перед этим португальцы предприняли еще две неудачные попытки захватить Мальдивы, привлекавшие их удобством расположения и изобилием ракушек-каури, которые в некоторых странах региона использовались в качестве денег. Кроме того, Мальдивы были источником веревок из кокосового лыка и серой амбры (воскоподобный секрет кашалота, используемый в парфюмерии).

Была, однако, и другая причина. В то время султаном был двадцатилетний Гассан IX. Разногласия со старейшинами и министрами заставили его бежать из страны. Он укрылся в Кохине в Индии, где принял от португальцев христианство и стал доном Эммануэлем. Юный султан страстно желал вернуться в Мале и искал помощи португальцев. Две попытки португальцев захватить Мале были отбиты. Одним из лидеров мальдивского сопротивления стал Али Расгефаану (Ali Rasgefaanu), который тогда еще не был султаном. Когда португальцы явились в третий раз, люди Мале были готовы капитулировать, но Али Расгефаану не собирался сдаваться врагу без боя. Всего с несколькими сторонниками он сумел отразить новый натиск захватчиков. Он стал султаном Али IV, но пробыл на троне лишь несколько месяцев и погиб в очередной попытке защитить Мале, который в конечном итоге все-таки достался португальцам. До тех пор пока в западной части Мале не начали сооружать искусственные насыпи, до его могилы, воздвигнутой на том самом месте, где его настигла смерть, можно было дойти пешком по небольшой коралловой дамбе. Сейчас место захоронения окружено домами. Султан Али стал национальным героем, в честь его подвига учрежден ежегодный национальный праздник, День Мученика. Португальцы назначили главнокомандующим некоего Андреа Андреса (вероятно, этот человек был смешанного происхождения и носил имя Андре Андраде), и под именем Ан'дири Ан'дирин (An'dhiri An'dhirin) он стал наместником находящегося в изгнании дона Эммануэля и пытался обратить народ в христианство. Португальская оккупация изображается в официальных источниках как «наиболее жестокий и унизительный период истории Мальдив». Она продолжалась пятнадцать лет.

Лидер сопротивления был выходцем не из Мале, а с расположенного севернее острова Утеему (Utheemu) атолла Северный Тиладунмати (North Tiladhunmathi). Там Мохаммед Такуруфаану (Mohammed Thakurufaanu), сын уважаемого островного старейшины, религиозного лидера и купца, убедил двух своих братьев, Али и Гассана, присоединиться к нему в партизанской войне против португальской оккупации и насильственного обращения в христианство. Он связался с мальдивцами, живущими на Малику (Миникое), - этот остров Лаккадивской группы, расположенный ближе всех к Мальдивам, возможно, когда-то тоже был частью Мальдивского государства. Источники гласят, что за поддержкой братья обратившись не к кому иному, как к наместнику Ан'дири Ан'дйрина на этом атолле. С его помощью братья Такуруфаану смогли построить быстроходное судно, получившее звание «Калуофумми» (Kahluohfummi). На этом судне они перевезли свои семьи и других жителей острова на Малику, где еще два мальдивца, Али Хайи (Haji) и Гассан Хайи, готовились к восстанию. Отряды применяли классическую тактику партизанской войны — молниеносные удары и молниеносное отступление. Они высаживались по ночам на островах, убивали спящих португальцев, а затем быстро уплывали. Во время одного из таких рейдов Али был схвачен и обезглавлен.

Через несколько лет тактика внезапных атак перестала быть эффективной — португальцы усилили бдительность, и после тайного визита в Мале Такуруфаану осознал, что не сможет справиться с захватчиками без помощи со стороны. Он обратился к радже Малабара. Заметим, что неожиданные последствия этого решения государству пришлось расхлебывать в течение следующих двух веков. В 1573 г. в ночь на первое число месяца рабеу-аль-авваль (теперь этот день называется Днем Нации и отмечается ежегодно в первый день третьего месяца лунного календаря) силы сопротивления атаковали Мале, и с помощью жителей столица была освобождена. Для восстановления независимости потребовалось восемь лет партизанской войны.

Такуруфаану стал султаном Аль Гази Мохаммедом Такуруфаану Аль-Аузамом (А1 Ghaazee Mohamed Thakurufaanu Al-Auzam) и правил шестнадцать лет. Он основал династию Утеему (Utheemu), которая оставалась у власти 121 год. В жены он взял дочь Али Расгефаану. Он провел реформу администрации и судопроизводства, а также организовал действенное народное ополчение. Он первым ввел в оборот монеты вместо ракушек и завязал торговые отношения с другими странами. Его правление было периодом мира и процветания. Могила этого национального героя находится в Мале, в его честь названы Исламский центр и одна из столичных улиц. До сих пор сохранился дом, в котором он жил, - в Утеему, на самом северном атолле Мальдив был сооружен мемориальный центр. Чтобы побывать там, можно долететь на самолете до Хани-маду (Hanimadhoo), а затем взять дхони которая через 45 минут доставит вас на Утеему, или отправиться на моторной лодке с одного из соседних курортных островов.

Нашествие из Индии

Оказав мальдивцам помощь в избавлении от чужеземных захватчиков, султан южноиндийского Малабара, видимо, подумал, что идея покорить Мальдивы в сущности не так уж плоха. В 1609 г. малабарцы напали на Мале и убили султана, но были отброшены. Сорок лет спустя раджа Каннанора дважды атаковал Мальдивы. Тогдашний правитель, Султан Ибрахим Искандар (Sultan Ibrahim Iskandhar) (годы правления 1648—1687), сделал нечто, казалось бы, несовместимое с безмятежным темпераментом мальдивцев: он нанес ответный удар. Возможно, его разгневали и две предыдущие португальские попытки вторжения в 1624 и 1648 гг. В 1650 г. войска султана вторглись на территорию раджи Каннанора и взяли в заложники несколько высокопоставленных лиц. После уплаты номинальной суммы выкупа пленники были освобождены, и до конца долгого правления султана Мальдивы больше никто не беспокоил. Он построил в Мале Пятничную мечеть (Hukuru Miskiiy) с необыкновенным минаретом, который можно увидеть и сейчас, и основал первую публичную школу, а также установил множество традиций, которые соблюдаются до сих пор.

Следующей из западных держав на Мальдивах объявилась Голландия. Голландцев интересовала преимущественно торговля, особенно раковины каури. Султаны поддерживали добрые отношения с голландскими губернаторами Цейлона (нынешняя Шри-Ланка). Голландцы подробно обследовали Мальдивы и Лаккадивы в 1671 г. В 1690 г. на Мальдивы снова попытались вторгнуться малабарцы, а через несколько лет династия Утеему сменилась династией Исду (Isdhoo), которая оставалась у власти пять лет. После нее к власти пришла династия Диямигили (Dhiyamigili). Султан Ибрагим Мужируддин (Ibrahim Muzhiruddin), занявший трон в 1701 г. и изгнанный в 1705 г., первый раз атаковал острова в 1711 г., а в 1712 г. повторил попытку, заручившись помощью союзников из Индии. Следующую попытку индийские захватчики предприняли после сорокалетнего перерыва. Им помогали мальдивские оппортунисты (которых позже утопили). Нападающие совершили такую мощную атаку на Мале, что им удалось похитить султана. Однако оккупация длилась менее четырех месяцев, благодаря хитрости Дхона Гассана Маникуфаана (Dhon Hassan Manikufaan), также известного как Дхон Бандааран (Dhon Bandaaran), родом из Хураа, на атолле Мале. Хитростью и уловками он сумел проникнуть во дворец и изгнать малабарцев. День Хурави (Huravee), отмечающий разгром захватчиков, празднуется ежегодно.

Дхон Гассан Маникуфаан ожидал новой атаки малабарцев, поэтому появление их флота у берегов Мале не стало для него неожиданностью. Он обманул их, подняв малабарский флаг и переодев своих солдат, и тем самым заставив поверить, будто столица по-прежнему находится под контролем малабарцев. Хитрость имела успех, и флот Малабара был уничтожен. Однако малабарцы возвращались еще несколько раз, заставив Дхона Гассана Маникуфаана искать помощи во французском порту Пондишери (Путтуччери) на юго-восточном побережье Индии. По условиям заключенного тогда соглашения французам было позволено ввести войска на Мале. Они не задержались надолго, но тактика отпугнула нападающих. Дхон Гассан Маникуфаан вначале отклонил пост султана и правил от имени дочери похищенного султана, который содержался под стражей в Миникое. После смерти султана в 1759 г. он принял имя Султан Хасан Иззуддин (Sultan Hassan Izzuddeen) и основал династию Хурааге (Huraage), которая оставалась у власти (с перерывом на 1953—1954 гг., когда страна впервые приобрела республиканский статус), до 1968 г., когда была основана современная республика.

Британское влияние

В предыдущие два столетия Мальдивы пережили более дюжины атак, но к концу XVIII в. доминирующие позиции в Индийском океане заняла Британская империя. Султаны поддерживали сердечные отношения с Британией и позволяли исследователям изучать острова. Первую экспедицию в 1834 г. возглавлял коммандер Р. Мореби (R. Moresby) — составленные им жарты используются до сих пор. В 1887 г. состоялся обмен письмами между губернатором Цейлона, представляющим королеву Викторию, и султаном Мохаммедом Муэнуддином II (Mohanned Mueenuddeen II). Султан стремился оградить Мальдивы от Британии, которая к тому времени контролировала в буквальном смысле весь Индийский океан. Отношения были напряженными, но позволили Мальдивам пользоваться британской протекцией, хотя протекторатом в полном смысле слова они не стали. Мальдивы обладали признанным государственным статусом, и Британия не имела права вмешиваться в их внутренние дела (хотя по некоторым свидетельствам, пыталась), ограничиваясь только внешней политикой.

В 1932 г. была письменно зафиксирована первая конституция — до этого островами с незапамятных времен управляли неписаные законы. Исторические источники свидетельствуют, что на островах с древнейших времен существовала демократия. Была принята система налогообложения, имелись отряды национальной самообороны, система распределения общественных обязанностей и система правосудия. Положение султана было, по сути, идентично положению конституционного монарха. При необходимости султаны с согласия совета отходили от традиционных процедур, таким образом создавая новые прецеденты, которые с течением времени также приобретали статус традиций. Несмотря на то что султаны обладали исключительной властью, проблемы единоличной деспотии на Мальдивах, похоже, не существовало. Действия султанов находились под постоянным контролем советников и совета старейшин, представлявших свои острова на собраниях совета, где султан был всего лишь одним из членов. Известны случаи смещения султана решением совета в случаях, когда тот нарушал существующие обычаи и законы.

Султану помогали три совета. Один состоял из местной знати, также в него входили мать и теща султана, его жена, сестры и невестки. Второй совет состоял из верховного судьи и старейшин, представляющих четыре административных района Мале, а также должностных лиц, ответственных за оборону и общественные работы. Третий совет объединял первые два совета с чиновниками невысокого ранга и представителями военных искусств. Записанная конституция была основана на обычаях, законах и традиционной, развивавшейся на протяжении веков административной системе. Разнообразные изменения вносились вплоть до исторической шестой конституции, введенной в действие 1 января 1953 г. и ознаменовавшей переход к республиканскому правлению. Мохаммед Амин Диди (Mohamed Ameen Didi), бывший премьер-министр, стал первым президентом республики. Его считают отцом современных Мальдив — он провел реформу системы образования, способствовал оживлению мальдивского языка и литературы и предоставлению женщинам более заметного места в обществе. После его смерти (он похоронен на острове Курумба) в обществе произошли волнения, и в 1954 г. был восстановлен султанат. Правление султана Мохаммеда Фурида Аль-Аввала (Mohamed Fureed Al-Awwal) продлилось до 1968 г.

Истинная независимость

Окончательная независимость пришла на Мальдивы с подписанием 26 июля 1965 г. соглашения между премьер-министром Ибрагимом Нассиром (Ibrahim Nassir) и высоким комиссаром Великобритании на Цейлоне. 21 сентября 1965 г. Мальдивы стали членом ООН, а в 1982 г. вошли в число стран Содружества. По результатам референдума, проведенного 1 апреля 1968 г., султанат был упразднен. 11 ноября 1968 г. Ибрагим Нассир был избран президентом — теперь этот день празднуют как День Республики. Ибрагим Нассир занимал президентское кресло два срока. В ноябре 1978 г. на национальном референдуме с огромным перевесом в 92,9 % голосов президентом был избран Маумун Абдул Гайюм. Его Кандидатуру выдвинул гражданский меджлис. В ноябре 2003 г. он в шестой раз вернулся к президентским обязанностям, установив своего рода рекорд для Азии как выборный глава государства, дольше остальных занимающий свой пост. Новая конституция, из которой удалили множество архаичных элементов, отражающая более демократическую форму правления, была представлена в 1998 г., после семнадцати лет обсуждения в специальных меджлисах (советах), где заседали 103 делегата от Мале и атоллов.

В августе 2007 г. в стране прошел необычный референдум: мальдивцам дали возможность высказаться, хотят ли они видеть во главе государства президента как президента исполнительной власти, как это принято в США (эту точку зрения поддерживала президентская партия, DRP), или президента в парламентарном стиле правления по Вестминстерской системе (поддерживалось главной оппозиционной партией, MRP). С ошеломляющим (62% голосов против 38%) Перевесом на выборах победил первый вариант, и президент Гайюм объявил о своем намерении участвовать согласно этой системе в выборах, намеченных на ноябрь 2008 г.

В октябре 2008 года первым президентом Республики Мальдивы, избранным всенародным голосованием, стал Мохамед Нашид.