Вас, возможно, заинтересует:

География страны 

Республика Мальдивы не является самой маленькой в мире ни по географическим размерам, ни по численности населения, однако ее уникальность состоит в том, что 99,6% ее «территории» составляет море. Мальдивские острова и атоллы фактически являются частью хребта Лаккадивы — Чагос, растянувшегося на 2000 км между 14° северной и 8° южной широты. К северу от Мальдив расположены Лаккадивы, также известные как Лакшадвип, которые являются частью Индии. До них можно добраться самолетом из Кошина (Кочи) (Cochin, Kochi). Из этих островов ближе всех к Мальдивам находится Миникой (Minicoy), жители которого также говорят на дивехи, языке Мальдив. К югу от Адду (Addu), самого южного атолла Мальдив, расположен архипелаг Чагос. Ранее бывший частью Сейшельской группы, теперь он относится к британской территории Индийского океана (British Indian Ocean Territory, BIOT). Остров Диего-Гарсия на архипелаге принадлежал Маврикию, но теперь является частью BIOT и главной военной базой США в Индийском океане. Архипелаг Чагос расположен на 450 км южнее Мальдив.

Тектоника плит и формирование атолла

Чтобы понять, как сформировались Мальдивы, необходимо дать краткий очерк теории тектоники плит. Кора Земли разделена на несколько огромных плит, которые медленно передвигаются по поверхности относительно жидкого нижнего слоя. На месте столкновений этих плит, там где край одной плиты заходил под край другой, появлялись горы. Эти зоны также известны как зоны самых сильных землетрясений мира. На дне океанов расположены океанские хребты, где через разломы в земной коре поднимается вверх новый материал. Именно эти выбросы базальтовой магмы из недр Земли вызывают движения плит. На плитах расположены континентальные массивы, перемещающиеся вместе с ними. Когда-то вся поверхность Земли представляла собой один исполинский континент, называемый Гондвана, или Пангея. Основной океанский хребет в Индийском океане, залегающий на глубине 4000—5000 м, расположен неподалеку от острова Реюньон на юго-западе от Мальдив. Около 200 млн лет назад извержения вулканического базальта начали отодвигать Мадагаскар, Австралию, Антарктику и Индию от Африки и основной континентальной массы. Индия постепенно отдрейфовала на северо-восток и около 50 млн лет назад натолкнулась на Тибетскую плиту - так появились Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. Индийский континент пережил еще несколько извержений, в результате которых образовалось базальтовое Деканское плато, на котором сейчас расположены острова Лаккадивы, Мальдивы и Чагос. Именно эти серийные извержения вулканов, как полагают, привели к вымиранию динозавров. Атоллы Мальдивской группы покоятся на уходящем глубоко под воду хребте вулканического базальта. Изначально извержения магмы сформировали вулканы, поднимавшиеся над поверхностью моря. Окаймляющие хребты сформировались в скалистой зоне, окружающей каждый вулкан. По мере того как дно океана стабилизировалось, эти вулканы медленно уходили под воду. Когда они окончательно затонули, кораллы, развивавшиеся вокруг их склонов, потянулись вверх. После того как вулканы полностью скрылись под водой, во внутреннем пространстве между склонами и рифами появились лагуны. Этот же процесс можно наблюдать сегодня вокруг Гавайев. Исследовательский колодец, выкопанный на атолле Северное Мале, подтверждает эту теорию. Вулканический фундамент в колодце обнаружен на глубине 2100 м, существование коралловых колоний датируется 53-38 млй лет.

Кораллы на Мальдивах тянулись вверх от основания плато, по максимальным оценкам прибавляя до 12,5 см в год. При понижении уровня моря кораллы погибают и разлагаются, формируя твердые слои, которые становятся основанием для следующих поколений кораллов.

Ныряльщики, несомненно, обратят внимание на нависающие склоны рифов. Считается, что они произошли еще во времена ледникового периода, когда уровень моря понизился в результате замерзания воды. Под воздействием волн обнаженные коралловые рифы разрушались, на них появлялись рытвины и выступы. По окончании ледникового периода ледники растаяли, и море снова поднялось, поглотив рифы. Позже, когда температура воды стала идеальной, кораллы снова принялись расти на старых рифах. По мере того как уровень моря поднимался, кораллы продолжали расти на окружающих рифах, описанных выше, формируя атоллы, кольцеобразные образования, которые мы видим сегодня. Пласты, расположенные под Мальдивами, могут достигать в толщину 2000 м. Дно Индийского океана сейчас находится примерно на глубине 2500 м на востоке от Мальдив и около 4000 м — на западе. Мальдивы представляют собой двойную цепь атоллов с подводными рифами, поверхностными рифами, опоясывающими и барьерными рифами. Атоллы — крупнее кольцеобразные структуры, которые лучше всего открываются взгляду с высоты. Они могут достигать существенных размеров. Размеры группы атоллов Хаа Алиф (Наа Alif), Хаа Дхаал (Наа Dhaal), Шавияни (Shaviyani) и Нууну (Noonu) на севере архипелага достигают приблизительно 155x50 км. Это объединение, вероятно, возникло вокруг нескольких вулканических пиков. На юге расположены атоллы Гааф Алиф (Gaaf Alif) и Гааф Дхаал (Gaaf Dhaal), вместе известные под названием Хувадху (Huvadhu), а также атолл Адду (Addu) — вполне вероятно, остатки двух крупных, сейчас затопленных вулканов.

Канду, фару и тила (Kandus, farus, thilas)

Внутри основной структуры атолла имеется множество вариаций. В целом атоллы имеют кольцеобразную форму, но среди них есть подразделения по типу и форме рифов — подковообразные, лентовидные, протяженные, а также строго кольцеобразные. Главные лагуны сформировались внутри коралловых рифов над затонувшими вулканами. Глубина лагун обычно составляет от 20 до 30 м, но на Хувадху достигает 85 м. Между атоллами и островами существуют более глубокие каналы, известные как канду (kandus), в которых циркулирует морская вода. Эти вливания обусловливают изумительное разнообразие форм жизни, кораллов, планктона и рыб. Внутри каждого крупного атолла есть маленькие островки; некоторые из них служат островными курортами, на других живет местное население, третьи необитаемы. Они тоже окружены собственными рифами и мелководными лагунами. С течением времени некоторые лагуны постепенно заполняются, таким образом появляются новые острова. Но стоило только вам подумать, что вы начинаете что-то понимать, как мы представляем еще одну структурную черту, фару (farus). Атоллы поднимаются из глубин океанов, однако фару поднимаются от основания самого атолла. На Мальдивах их великое множество. Огромное количество протяженных, кольцеобразных, подковообразных небольших островков в кольце главного атолла, а также многие курорты во внутренних водах атоллов и есть фару. Разнообразием форм они обязаны течениям и муссонам (дождям). В самых крупных атоллах есть еще тила (thilas), затопленные коралловые башни и пещеры, которые обожают исследовать дайверы. Формы тила варьируются в зависимости от течений; если смотреть сверху, их можно распознать по более светлому голубому кольцу воды. Мальдивские атоллы — невероятно сложные формации.

На фото: Атолл Южный Мале

Современная география

Слово «атолл» возникло, по-видимому, от местного атолху (atolhu). Оксфордский словарь английского языка утверждает, что это слово — адаптация туземного названия atollon, происходящего, возможно, из языка малаялам (язык юго-западного прибрежного штата Индии Керала), где корень adal означает «замыкание, слияние». Оксфордский словарь цитирует автора XVII в., Сэмюэля Перчеса (Samuel Purchas), написавшего в 1625 г.: «Каждый атоллон отделен от прочих и содержит в себе огромное множество малых островков». Мальдивская цепь атоллов была известна еще древним мореплавателям, поскольку представляла собой серьезную угрозу для кораблей, плывущих в Индию и обратно. Сегодня супертанкеры, курсирующие между северной частью побережья Мексиканского залива и Японией, а также грузовые суда, направляющиеся в Коломбо и на Дальний Восток из Европы, подходят очень близко к островам. В 1994 г. один капитан круизного лайнера признался пассажирам: «Я с большим удивлением узнал, что адмиралтейские карты Мальдив, через которые мы проходили в темноте, были напечатаны в Британии в 1839 г.». То, что используемые доныне карты были составлены именно в 1835— 1839 гг., неоспоримый факт. До этого Мальдивы были обозначены на морских картах лишь приблизительной грубой линией, символизирующей атоллы и острова. Ибн Баттута, марокканский путешественник, писал: «Когда судно подходит к одному из них [атоллу], должно взять одного из туземцев, чтобы тот показал дорогу к другим островам. Острова расположены так близко, что едва отплыв от одного можно увидеть верхушки пальм другого. Если корабль собьется с курса, его отнесет ветром к берегу Коромандел [Малабар] на Цейлоне».

На Мальдивах насчитывается около 2000 островов, но если исключить лишенные растительности песчаные берега, это число сократится до 1192. Официально количество населенных островов сейчас равняется 200 (См. фото), но это не значит на самом деле, что все остальные острова необитаемы, поскольку туристические курортные острова (которые, в сущности, населены очень густо) классифицируются как «ненаселенные» — это результат политики, согласно которой только понастоящему ненаселенные острова могут быть отданы в аренду для превращения в туристические зоны. Считается, что на этих островах нет постоянных резидентов, поскольку сотрудники курортов, неважно, местные или приезжие, и, разумеется, гости на самом деле не имеют на этих островах постоянного жилища. Также и на других «ненаселенных» островах регулярно появляются местные жители, которые занимаются сушкой рыбы, выращиванием кокосов или другими островными промыслами.

Самый крупный атолл — Хувадху, расположенный на юге, с лагунной областью 2240 км, относится к числу крупнейших атоллов мира. Самые маленькие атоллы - Каашидху (Kaashidhu), к северу от атолла Мале, и Тходдху (Thoddhu), оба менее 2 км в диаметре. Самый крупный остров — Фува Мула (Fuvah Mulah) или Фуа Мулаку (Fua Mulaku); расположенный на 430 км южнее Мале, он составляет 3,2 км в длину и 2 км в ширину. Столица, Мале, лежит к северу от центра архипелага на 4°10" северной широты. Это самый густо населенный из всех островов (более 100 тыс. человек, и эти цифры продолжают расти), и здесь сосредоточена основная активность. Развитие туризма началось на атолле, где расположен Мале, а позднее на соседнем атолле Ари (Ari). Открытие для туристов других, расположенных еще дальше атоллов (Хаа Алиф, Хаа Дхаал и Нууну на севере и Таа, Лааму, Гнавияни (Thaa, Laamu, Gnaviyani), а также объединения Гааф Алиф/Гааф Дхаал на юге) началось недавно. Международный аэропорт находится на острове Хулхуле (Hulhule), в десяти минутах езды на лодке от столицы, еще один новый аэропорт открылся по другую сторону экватора в Гане на атолле Адду. Площадь Мале увеличилась благодаря искусственным насыпям, составляющим треть изначального размера, но и сейчас она составляет всего около 2,5 км2. Это самый плотно застроенный и в силу этого кажущийся наименее «тропический» из всех островов. У него нет естественных пляжей, но недавно появился искусственный пляж на восточной стороне. На всех остальных островах нет ни малейшего недостатка в восхитительных пляжах (См. фото) — мягкий белый песок сверкает на солнце, набегающие волны перетирают обломки ракушек в песчинки, каждая из которых меньше чем точка в конце этого предложения. Пляжи Мальдив изумительно красивы.

На островах есть растительность, хотя удивительно, как кокосовые пальмы умудряются произрастать на скудных клочках почвы. Некоторые острова могут похвастаться старинными баньяновыми деревьями. Тщательный уход позволяет выращивать на некоторых островах папайю, различные сорта перца, баклажаны, дыни, хлебное дерево и бананы. Из-за рыхлой структуры почвы на островах невозможно разводить коров, но в деревнях можно заметить кур. Лесов нет, однако растительность может быть вполне буйной и пышной — она успешно скрывает от посторонних взглядов так называемые робинзоновы острова неподалеку от курортов, где любят уединяться молодожены. Поверхностный слой почвы представляет собой, как правило, смесь песка и органического вещества, иногда с обломками кораллов, из которой формируется слой гумуса толщиной около 15 см. Далее примерно на 60 см в глубину уходит известняк, который сменяется слоем песка, в котором можно найти пресную воду. Воду обычно добывают путем создания неглубоких колодцев. Эрозия почвы — явление нередкое, и она представляет собой серьезную проблему, особенно на островах, расположенных за несколько километров от наветренных рифов.

Для местных жителей поездки на лодках между основными атоллами могут быть долгими и затянуться иногда на целую ночь. Но на современных моторных лодках можно пройти весь путь от Хеленгели (Helengeli), самого северного курорта на атолле Северное Мале, до Курумбы (Kurumba), расположенной неподалеку от аэропорта, всего за одно утро. Туристов доставляют из аэропорта на курорты дхони, катера или гидропланы. Путешествие длится обычно не больше нескольких часов. Море, однако, не всегда бывает идеально спокойным. В плохую погоду, особенно во время длящегося с мая по октябрь сезона юго-западного муссона, на глубоких каналах между атоллами довольно сильная качка. Облака обычно легкие, а климат умеряется бризом.